Поставки из Китая

  
   

Сердце техники - двигатель.

Покупая любую технику: электростанцию, малую дорожную и строительную технику, мотопомпу, садовую технику, да и вообще любое оборудование с двигателем внутреннего сгорания, вы, прежде всего, покупаете ее двигатель - остальные особенности менее значимы, хотя и могут обуславливать солидную «накрутку» в цене.

Важность «сердечного вопроса» объясняется тем, что надежность, безотказность, долговечность, удобство эксплуатации и основные характеристики малой техники обусловлены в основном мотором. Именно он не заводится или, напротив, «тикает, как часики», его приходится заправлять и обслуживать, он «принимает мощность» или «не вытягивает нагрузку».

В данной статье будет рассмотрено применение в технике только бензиновых двигателей, как самых распространенных. В этом классе солирует единственная тема, разнообразные вариации которой каждый исполняет своим тоном. Частота вращения коленчатого вала 3000 оборотов в минуту, 4-тактный цикл, один цилиндр, два клапана в головке цилиндра, распределительный вал в картере, привод клапанов осуществляется толкателями (схема OHV), смазка осуществляется разбрызгиванием, охлаждение воздушное принудительное при помощи <вентилятора> на валу мотора и рубашки оребрения. Конечно, существуют различные отклонения от описанного варианта, но моторы самого массового сегмента мощности (от 3,5 до 9,5 л.с.) именно такие. Ничего принципиально нового производители не предлагали уже давно, так что уровень изделия почти полностью определяется «второстепенными деталями», материалами и технологиями производства - все это в комплексе принято называть «качеством изготовления». Оно зависит от фирмы-производителя и модельного ряда, к которому относится данный мотор. Среди всего разнообразия выделяются именитые фирмы со сложившейся репутацией: Honda, Yamaha, Robin-Subaru (ранее Robin), Kubota и, конечно, Briggs&Stratton - прародитель, давший начало всему этому многообразию. Последнее утверждение надо понимать как дань уважения старейшему производителю, а не как намек на технологическую преемственность - более молодые фирмы давно уже немолоды, каждая из них имеет собственный конструкторский стиль.

Сейчас наиболее популярны и растиражированы моторы Honda и Briggs&Stratton, но в последнее время их нагоняет Robin-Subaru. Другие упомянутые марки (Yamaha и Kubota) отнесем к разряду малораспространенных в этом классе, а потому охарактеризуем кратко. Считается, что по уровню качества и долговечности они не уступают другим «японцам», но обширной статистики по ним нет, как нет и развитой сервисной базы: вероятнее всего, обслуживать покупку вы сможете только в сервисе фирмы-продавца.


HONDA

Honda GX200

Honda - выпускается в нескольких странах собственными заводами компании Honda и, пожалуй, лидирует на рынке моторов для малой механизированной техники и электростанций. Причина, видимо, в том, что основная (профессиональная) линейка этого производителя (серия GX) как нельзя лучше адаптирована к разнообразным условиям эксплуатации. Все эти двигатели с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала (схема OHV) с сухой гильзой цилиндра (негильзованных с алюминиевой поверхностью цилиндра в серии GX нет). Они экономичны, просты и долговечны. Все моторы до GX 390 включительно - одноцилиндровые, GX 610-GX 670 - двухцилиндровые.

Среди общих особенностей, актуальных для пользователя, выделим такие: металлический штатный бензобак, вынесенные в общий блок рычаги управления воздушной заслонкой и бензокраном, возможность комплектации датчиком уровня масла в картере. Относительно надежности и долговечности этих моторов отзывы только самые положительные. Однако ремонт считается более дорогим, чем в случае основного конкурента - Briggs&Stratton. Кстати, и начальная цена выше, нежели у аналогов американской марки.

Также в «коллекции» двигателей от Honda есть двигатели, построенные по другой схеме - с верхним расположением распределительного вала, привод которого осуществляется эластичным зубчатым ремнем (схема OHC). Такое решение может показаться ненадежным, но причин для опасения нет - ресурс мотора изначально заложен небольшим, ведь алюминиевый цилиндр не имеет гильзы, так что все детали сработаются примерно в один срок. Зато «пластиковый ГРМ» менее шумный. Модели этой серии отлично подходят для садовой техники, но для электростанций годятся с оговоркой: «непродолжительная любительская эксплуатация». Аналогичный в программе Briggs&Stratton мотор (Powerbuilt) используется для тех же задач, обладает схожими параметрами надежности, но построен по классической в этом классе схеме OHV.


Аналоги «HONDA»

Аналог Honda YK380FE

Аналоги «Honda» не имеют отношения к продукции фирмы Honda, но внешне и внутренне очень похожи на нее. Производятся в Китае множеством компаний, никак не связанных с Honda и друг с другом, и, пожалуй, лидируют на рынке моторов для относительно дешевых электростанций бытового назначения, строительной и садовой техники. Компания Honda не без оснований навешивает на эту продукцию ярлык «подделка», хотя одно «но» все-таки есть - китайская продукция в точности копирует конструкцию оригинала, но как Honda не маркируется, так что уместнее говорить о плагиате. Сами фирмы, торгующие этими моторами, а также изделиями на их базе, называют «подделки» «аналогами». Что, в общем-то тоже неверно, ведь аналог это лицензионная копия, а здесь не подразумевается ни лицензирования, ни точного копирования (качество материалов и технологическое совершенство повторить куда сложнее, чем размеры деталей).

Что можно сказать о таких моторах? В общем, только то, что их качество сильно различается. Попадаются как совсем ужасные образцы, исполнение которых можно смело охарактеризовать словом «топорное», так и вполне качественные, и с виду и в процессе эксплуатации. Интересно, что разброс цен на изделия с таким «сердцем» невелик. Складывается впечатление, что конечная стоимость определяется из соображений маркетинга (чтобы ценник был «как у всех»), а не по качеству поставляемой продукции...

Именно из-за разного качества трудно давать прогнозы относительно долговечности. Нам попадались станции, которые и новыми-то не работали как надо, но встречались и вполне добротные. По неофициальным данным о ресурсных испытаниях и по опыту ремонтных центров, долговечность вполне соответствует цене. Она ниже, чем у оригинала, но не настолько ужасна, чтобы с ходу отворачиваться от покупки. Скорее наоборот: для пользователя, не нуждающегося в длительной каждодневной эксплуатации агрегата, «китайский аналог» - вполне неплохой способ сэкономить до половины стоимости аналогичной фирменной электростанции. Важно отнестись к покупке ответственно, не полениться и осмотреть станции разных марок, причем обязательно оценить их работу хотя бы на холостом ходу (уверенность запуска и выхода на рабочий температурный режим, стабильность работы).

В сегменте бензиновых станций малой и средней мощности, как ни в каком другом, развит OEM - продажа товара, произведенного профильной фирмой, под собственной торговой маркой, изначально не связанной с рынком генераторов. В основном такие продукты предлагают производители электроинструментов: их покупатели часто интересуются и мобильной энергетикой. Логика в выборе поставщика обычно сочетается с политикой качества: именитые фирмы с хорошей репутацией предлагают соответствующие электростанции, те же, кто специализируется на максимально доступном ассортименте, обычно продают станции неизвестных производителей. Заметим, что их качество может быть разным - ни для кого не секрет, что в Китае производят товары любого технологического уровня: от «поделок» до высокотехнологичных и современных.


ROBIN-SUBARU

Robin-Subaru EX13

Моторы Robin-Subaru до недавнего времени были не слишком распространены на нашем рынке и встречались главным образом на фирменных одноименных электростанциях (кстати, тогда название было короче - Robin). Сложно сказать, что стало причиной роста популярности: изменение внешнеторговых условий, начало активного продвижения Robin-Subaru заинтересованными фирмами или еще что-то, но нам - рядовым потребителям - остается только радоваться: рынок пополнился очередным высококачественным и, что важно, относительно недорогим продуктом. Кстати, заводы Китая пока что неохотно копируют эти изделия.

Интересно отметить, что среди членов «большой тройки» (другие участники - Honda и Briggs&Stratton) только Robin-Subaru не имеет пока широкой сети производств и изготавливает моторы на одном-единственном заводе, расположенном в Японии, по крайней мере, так было до последнего времени. Еще одно отличие от упомянутых фирм - отсутствие специализации на бензиновых моделях, кроме них делают и дизельные.


BRIGGS&STRATTON

Briggs Stratton Vanguard

Briggs&Stratton - легендарная американская марка. Работая более 80 лет на рынке двигателестроения, компания <Бриггс энд Страттон> накопила внушительный опыт и обзавелась производством в нескольких странах. Изделия, продаваемые в наших магазинах, оснащают моторами, изготовленными в США и Японии. Сейчас фирма производит более 10 миллионов двигателей в год.

Основной двигатель для миниэлектростанций - Vanguard - делают в Японии совместно с компанией Mitsubishi. По своим техническим характеристикам он на равных соперничает с моторами японских марок Honda и Robin. С технической точки зрения Vanguard вполне совершенен: гильзованный цилиндр, качественные материалы, схема газораспределительного механизма - OHV, однако существует мнение, что в надежности он все же немного уступает конкурентам. Отрыв некритичный и компенсируется значительно более развитой сервисной базой компании Briggs&Stratton, да и запчасти доступнее. В общем, баланс потребительских качеств позволяет рекомендовать силовые установки этого модельного ряда для интенсивного профессионального применения наравне с Honda и Robin-Subaru. Кстати, в сегменте мощных 2-цилиндровых двигателей позиции Vanguard еще более сильные.